МИТ № 1 2013

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ КОРРОЗИОННО-УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ ТОНКОСТЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 3-6
Арутюнян Р. А., Арутюнян А. Р.
Санкт-Петербургский государственный
университет
e-mail: Robert.Arutyunyan@paloma.spbu.ru
тел.: (812) 526-65-91
Предложены кинетические уравнения, учитывающие определяющую роль коэффициента интенсивности напряжений в процессе развития усталостных коррозионных трещин. Эти уравнения используются при формулировке вероятностного критерия усталости. Построены теоретические кривые роста усталостных коррозионных трещин и кривые усталостной прочности. Разработанные модели согласуются с базовыми экспериментальными данными по влиянию коррозии на механическое поведение металлических материалов и конструкций.
Ключевые слова: рост усталостных коррозионных трещин, коэффициент интенсивности напряжений, образец с трещиной, тонкостенные конструкции, вероятностная модель усталостной прочности.

УПРАВЛЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
ПРИ КОНТРОЛЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОЧНОСТИ СУДНА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КАТАСТРОФ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 7-14
Бураковский Е. П. Нечаев Ю. И.,
Бураковский П. Е., Прохнич В. П.
Калининградский государственный технический университет
e-mail: e_burakovsky@mail.ru
тел.: 8-4012-36-43-38
Рассматривается подход, основанный на интерпретации текущих ситуаций с использованием бортовой интеллектуальной системы (ИС) обеспечения безопасности мореплавания, позволяющий в условиях неопределенности представить физическую картину развития ситуации и построить ее динамическую модель на основе современной теории катастроф. В качестве примера обсуждается ситуация, связанная с потерей прочности на волнении.
Ключевые слова: нелинейная система, принятие решений, теория катастроф.

КОМПЛЕКСНАЯ ОНТОЛОГИЯ
ПРИ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОЧНОСТИ СУДНА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 15-21
Бураковский П. Е., Нечаев Ю. И.
Калининградский государственный технический университет
e-mail: e_burakovsky@mail.ru
тел.: 8-4012-36-43-38
Обсуждаются вопросы формализации знаний на основе комплексной онтологии моделирования экстремальных ситуаций в интеллектуальной системе контроля прочности судна. Особое внимание обращается на решение проблемы описания предметной области в условиях неопределенности и неполноты исходной информации.
Ключевые слова: комплексная онтология, теория катастроф, контроль прочности.

РАСЧЕТ ВНЕШНИХ СИЛ В ПЛОСКИХ ЗАДАЧАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКУСТИЧЕСКИХ УДАРНЫХ ВОЛН С ПРЕПЯТСТВИЯМИ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОГО ИНТЕГРАЛА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 22-28
Кадыров С. Г., Григорьев-Голубев В. В.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: (812) 757-19-11
e-mail: skadyrov@gmail.com
В статье рассмотрен  метод расчета гидродинамических сил, действующих на жесткие тела, полностью погруженные в жидкость при падении на них ударной волны. Используется линейная (акустическая) постановка для плоских задач. На основе аналогии с геометрической теорией дифракции строятся решения  задач дифракции  акустической плоской ударной волны на контурах с углами и гладком выпуклом контуре в виде дифракционных интегралов. Эти решения сверяются с известными ранее результатами для клина, торца, параболического цилиндра.
Ключевые слова: волновое уравнение, дифракция, плоская акустическая ударная волна, дифракционный интеграл.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 29-34
Рождественский К. В., Кормилицин Ю. Н.
Санкт-Петербургский государственный
университет
e-mail: kvrxmas@yahoo.com
тел.: (812) 714-29-23
Статья представляет собой дайджест  по материалам журнала Naval Forces. Обсуждаются вопросы развития комбинированных энергетических установок с гибридным электроприводом и активных РЛС с фазированными решетками.
Ключевые слова: комбинированные корабельные энергетические установки, интегрированные электропропульсивные системы, корабельные РЛС.

О СОБСТВЕННЫХ ИЗГИБНЫХ КОЛЕБАНИЯХ ТОНКОГО КРУГОВОГО КОЛЬЦА ПЕРЕМЕННОЙ ТОЛЩИНЫ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 35-38
Лейзерович Г. С., Тарануха Н. А., Приходько Н. Б.
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
e-mail: taranukha@knastu.ru
тел.: (4217) 54 30 74
В программном комплексе ANSYS изучается влияние малой разнотолщинности на частоты и формы собственных изгибных колебаний тонкого кругового кольца.
Установлено, что переменная жесткость может привести к расщеплению частотного спектра кольца, нежелательному с точки зрения его динамической прочности. При этом низшая из расщепленных собственных частот всегда меньше, а не больше соответствующей собственной частоты идеального кольца, как это принято считать в настоящее время.
Предложено уточнение традиционной математической модели бесконечно длинной оболочки с переменной толщиной стенки (тонкого кольца, находящегося в условиях плоской деформации). Результаты нового теоретического анализа подтвердили данные численного эксперимента, как качественно, так и количественно.
Ключевые слова: тонкое круговое кольцо, малая разнотолщинность, расщепление частотного спектра.

ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ В СРЕДЕ MATLAB ДЛЯ СИНТЕЗА СИСТЕМ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ТОЧНОСТИ МОРСКИМИ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 39-44
Рыбинский В. О.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: fishka33@mail.ru
тел.: (812) 714-06-24
Рассматривается пакет прикладных программ в среде Matlab, реализующий процедуру стохастического синтеза цифрового регулятора гарантированной точности для управления морским подвижным объектом (МПО) в случае, когда параметры внешнего воздействия известны не полностью. Такой случай характерен в практике проектирования систем управления МПО. Алгоритм синтеза основан на концепции параметрической передаточной функции. В пакете учитывается вычислительное запаздывание, различные типы цифро-аналоговых преобразователей, а также ряд важных для практики ограничений. Приводятся численные примеры.
Ключевые слова: импульсные системы, цифровое управление, оптимальные системы, системы с запаздыванием, обобщенный цифро-аналоговый преобразователь.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ ПАРОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ МОРСКОГО ГАЗОВОЗА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 45-47
Семенюк А. В., Гармаш С. А., Семенюк Л. А.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: asemenuk@msun.ru
тел.: (423)2301257 доб. 5517
Рассматриваются результаты экспериментального исследования режимов паротурбинной установки (ПТУ) судна, транспортирующего сжиженный природный газ, в условиях эксплуатации на проекте «Сахалин-2». Анализируются процессы испарения груза, в результате которых образуется свободно-испаряющийся газ (СИГ), используемый в качестве  топлива для ПТУ. Разработаны критерии для оценки и регулирования соотношения СИГ и принудительно-испаряемого газа (ПИГ), необходимого для обеспечения определенного эксплуатационного режима движения судна. Произведено сравнение теоретических выводов с результатами измерений ходовых характеристик судна и параметров судовой энергетической установки (СЭУ). Реализована статистическая обработка опытных данных по использованию мощности ГТЗА в рейсах за четыре года эксплуатации.  Выполнен анализ теплового процесса расширения в турбине на наиболее вероятных ходовых режимах.
Ключевые слова: сжиженный природный газ, газовоз, судовая паротурбинная установка, экспериментальные исследования, режимы эксплуатации, мощность, экономичность, процесс расширения, турбина.

ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ШТОРМОВОЙ МОРЕХОДНОСТИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 48-53
Храмушин В. Н., Царев Б. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: v.khram@gmail.com
тел.: (812) 494-09-69
Ключевые слова: штормовая мореходность, форма корпуса, суда, борта, були, высота волн, параметры двигателей и движителей.

НОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ В КОНСТРУКЦИЯХ САМОРЕГЕНЕРИРУЮЩИХСЯ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СУДАХ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1. С. 54-59
Кича Г. П., Пак Н. К.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
тел.: (423) 251-46-69
Приведена конструкция и описано функционирование саморегенерирующегося с противотечной регенерацией фильтровального модуля тонкой очистки горюче-смазочных материалов на судах. Показана схема включения его в смазочную систему ДВС с очисткой промывной жидкости центрифугой. Приведены характеристики тканых фильтровальных сеток нового поколения для очистителей саморегенерирующегося типа. Дан анализ моторной эффективности саморегенерирующегося фильтра при очистке моторного масла в среднеоборотном дизеле.
Ключевые слова: саморегененирующийся фильтр, фильтровальный материал, система смазки, топливоподготовка, дизель, моторное масло.

Скачать выпуск №1 2013 в формате PDF
Разработка сайта