МИТ № 3 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 3-6

Милославская С. В.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: svetlana-mil@mail.ru
тел.: (904) 636-04-34

Доклад посвящен вопросам обеспечения экологической безопасности при подводной добыче нефти и природного газа. Рассматриваются мероприятия по ликвидации последствий аварийных разливов нефти и возможность применения информационно-измерительных технологий контроля состояния окружающей среды.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, ликвидация разливов нефти.

Морская транспортировка природного газа в сжатом состоянии

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 7-11

Рюмин С. Н.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: (812) 713-71-36;
e-mail: rumin@gmx.net

В работе представлены результаты анализа возможности морской перевозки природного газа в сжатом виде (Compressed Natural Gas – CNG) на специализированных судах, как альтернатива перевозке газа в сжиженном виде (Liquefied Natural Gas – LNG).  Дано краткое описание технико-экономических характеристик спроектированного для научного анализа судна CNG. Приведены проектные особенности судов CNG, а также нормативная база для проектирования судов такого типа. Сделан обзор современных проектов судов CNG, разрабатываемых за рубежом.

Ключевые слова: транспортировка газа, CNG, газовоз.

СНИЖЕНИЕ ВНЕШНИХ СИЛОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА КОНСТРУКЦИИ СКОРОСТНОГО КАТАМАРАНА ЗА СЧЕТ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЕГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 12-15
Крыжевич Г. Б.
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова»

тел.: (905)214-03-61
В работе предложен ряд новых технических решений, направленных на снижение внешних силовых воздействий на скоростные катамараны в условиях морского волнения, включающий:
– снижение вертикального клиренса в кормовой оконечности катамарана;
– установка клинообразных наделок на носовой части соединительного моста;
– формирование в носовой части корпусов специальной выемки, открывающих с боковых сторон зону слеминга в носовой части моста и обеспечивающих более свободное вытекание потоков жидкости их зоны ударного взаимодействия моста с волнами;
– установка крыльевых устройств в носовой части катамарана;
– уменьшение относительной длины соединительного моста.
На основе результатов экспериментальных и расчетных оценок сделан вывод об эффективности этих конструктивных мер при снижении нагрузок на конструкции, дополнительного сопротивления воды движению судна, а также при повышении показателей надежности, ресурса, материалоемкости и комфортабельности скоростных катамаранов.

Ключевые слова: скоростные катамараны, внешние силы.

СНИЖЕНИЕ НАГРУЗОК НА КОНСТРУКЦИИ ГЛИССИРУЮЩИХ СУДОВ С ПОМОЩЬЮ ПОДАТЛИВЫХ РЕДАНОВ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 16-18

Крыжевич Г. Б.
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова»

тел.: (905)214-03-61
Предложены технические решения, направленные на повышение податливости конструкции редана глиссирующего судна. Благодаря им обеспечивается снижение внешних сил, действующих на редан и на судно в целом, а также уменьшение сопротивления воды движению судна на волнении. Приводятся конструктивные решения, предусматривающие установку на редане носовых водозаборных клапанов и кормовых водовыпускных сопел, способствующих дополнительному улучшению ходовых качеств судна в условиях ударов редана о встречные волны. Дана оценка эффективности предложенных изменений конструкции для снижения внешних силовых воздействий.

Ключевые слова: глиссирующие суда, реданы высокоскоростных судов, внешние силы, вибрация судов.

Методы и модели современной теории катастроф при оценке безопасности морских судов

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 19-25

Нечаев Ю. И.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: nechaev@mail.ifmo.mail.ru
тел.: (812) 337-64-94

Обсуждается проблема создания модели катастроф для анализа нелинейной нестационарной системы при функционировании бортового вычислительного комплекса в условиях непрерывного изменения динамики объекта и внешней среды. Особое внимание обращается на реконструкцию модели катастроф с учетом достижений классической теории и методов обработки информации в мультипроцессорной вычислительной среде.

Ключевые слова: нелинейная система, принятие решений, теория катастроф.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ АВАРИЙНОГО СУДНА НА ВОЛНЕНИИ МЕТОДАМИ ТЕОРИИ КАТАСТРОФ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 26-31

Петров О. Н.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: (812) 430-79-88 e-mail: petr_oleg@mail.ru

В работе обсуждаются результаты моделирования динамики аварийного судна на нерегулярном волнении при функционировании бортовой интеллектуальной системы. Анализ произведен на основе теории катастроф. Рассмотрены  примеры использования разработанного алгоритма при контроле экстремальных ситуаций.

Ключевые слова: динамика аварийного судна, интеллектуальная система, теория катастроф, моделирование, принятие решений.

Гребные электродвигатели с постоянными магнитами на роторе

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 33-35

Калмыков А. Н.,
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Михайлов В. М.,
ЗАО «РОСЭЛЕКТРОПРОМ ХОЛДИНГ»
Сеньков А. А.,
ОАО «ЦКБ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ «РУБИН»
e-mail: kan@smtu.ru
тел.: (812) 714-68-39

Рассмотрено применение в судовых гребных установках электродвигателей с постоянными магнитами на роторе. Анализируются свойства электродвигателей с радиально-осевым магнитным потоком.

Ключевые слова: гребные электрические установки, гребной электродвигатель, постоянные магниты, радиально-осевой магнитный поток.

Определение области возможного запуска неработающего пароводяного струйного аппарата в случае двух параллельно работающих аппаратов

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 36-39

Шаманов Н. П., Андреев А. Г.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Ключевые слова ядерный паропроизводящий агрегат, пароводяной струйный аппарат, область возможного запуска.

Математическая модель движения судна в стесненной акватории для навигационного тренажера

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 40-44

Никущенко Д. В., Четвертаков А. М.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: ndmitry@list.ru
e-mail: chetvertakov.aleksey@mail.ru
тел.: +7(812) 4950227

В работе содержатся результаты численного исследования маневрирования судна в ограниченной акватории. Основными задачами исследования являлись: разработка метода определения коэффициентов взаимодействия со стенкой и построение математической модели взаимодействия. Представлены результаты численного исследования в сравнении с экспериментальными данными. Проведен регрессионный анализ численного исследования для нахождения зависимостей, позволяющих учитывать дополнительные силы и моменты, возникающие на корпусе судна при маневрировании вблизи стенок. С помощью этих зависимостей были найдены коэффициенты взаимодействия со стенками для нескольких судов и проведено тестирование математической модели.

Ключевые слова: управляемость, эффект стенки, математическое моделирование, вычислительная гидродинамика.

МНОГОКОРПУСНЫЕ СКОРОСТНЫЕ КОРАБЛИ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 45-51

Ляховицкий А. Г.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Рассмотрены особенности устройства и проектирования многокорпусных скоростных кораблей прибрежной зоны, их преимущества и недостатки. Проанализировано развитие и современное состояние многокорпусных кораблей и судов. Многокорпусные корабли прибрежной зоны реализуют прогрессивные инновационные проектные решения в современном судостроении.

Ключевые слова: многокорпусный корабль, скорость, прибрежная зона, проектирование, инновация.

Влияние дисперсии и перекрестных эффектов в механике

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 52-55

Прозорова Э. В.
Санкт-Петербургский государственный
университет
e-mail: prozorova@niimm.spbu.ru

Обсуждается вклад момента количества движения и перекрестных эффектов в законы сохранения механики сплошной среды. Для механики сплошной среды предлагается формулировка условий равновесия как условий равновесия моментов. В настоящее время используются условия равновесия сил, что приводит к симметричному тензору напряжений и нарушению «сплошности» среды. Уточняется модель записи граничных условий для разреженного газа и для переходного режима течения вблизи движущихся поверхностей.
Предлагается новый алгоритм решения задачи обтекания для переходного режима. Устанавливаются условия существования инерционного интервала А.Н. Колмогорова, исходя из предлагаемой теории.

Ключевые слова: законы сохранения, уравнения теории упругости, момент количества движения, Новье-Стокс, Больцман.

АНАЛИЗ КОЛЕБАНИЙ КОНСТРУКЦИЙ С ОБРУШАЮЩИМИСЯ СВЯЗЯМИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 3. С. 56-59

Потапов А. Н.
Южно-Уральский государственный университет
e-mail: admin@susu.ac.ru

Проведен анализ колебаний дискретных диссипативных систем при обрушении (выключении) связи и получены аналитические выражения параметров динамической реакции. Показано, что в момент выключения связи ряд параметров реакции терпят разрывы.

Ключевые слова: колебания конструкций, выключение связей, динамические реакции, диссипативные системы.

Скачать выпуск №3 2011 в формате PDF
Разработка сайта