МИТ СПЕЦВЫПУСК_2-2011

Математическая модель движения судна в стесненной акватории для навигационного тренажера

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 4-8

Никущенко Д. В., Четвертаков А. М.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: ndmitry@list.ru
e-mail: chetvertakov.aleksey@mail.ru
тел.: +7(812) 4950227

В работе содержатся результаты численного исследования маневрирования судна в ограниченной акватории. Основными задачами исследования являлись: разработка метода определения коэффициентов взаимодействия со стенкой и построение математической модели взаимодействия. Представлены результаты численного исследования в сравнении с экспериментальными данными. Проведен регрессионный анализ численного исследования для нахождения зависимостей, позволяющих учитывать дополнительные силы и моменты, возникающие на корпусе судна при маневрировании вблизи стенок. С помощью этих зависимостей были найдены коэффициенты взаимодействия со стенками для нескольких судов и проведено тестирование математической модели.

Ключевые слова: управляемость, эффект стенки, математическое моделирование, вычислительная гидродинамика.

Инновационный подход
к проектированию средств технологического оснащения для судостроения и судоремонта

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 9-12

Бурмистров Е. Г., Огнев Н. В., Галочкин Д. А.
ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»
e-mail: ptps@auqua.sci-nnov.ru
тел.: (312) 419-41-07

В основу описываемого в статье подхода к проектирования средств технологического оснащения (СТО) для судостроения и судоремонта положены инновационные методы, основанные на использовании возможностей компьютерного имитационного твердотельного 3D-моделирова-ния проектируемых СТО с элементами анимации технических решений. Для реализации данного подхода выделены два этапа – систематизация и классификация существующих и перспективных СТО по назначению, техническим характеристикам и проч. с созданием соответствующей базы данных и оценка качества проекта СТО по известным индикаторам качества. Для решения этих задач предложены пути формализации системы классификации СТО и оценки их качества.
Ключевые слова: средства технологического обеспечения, имитационное 3D-моделирование с элементами компьютерной анимации, качество проекта.

Вихревое сопротивление вертикального кругового цилиндра

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск).С. 13-15
Краснов Александр В.
ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная
академия водного транспорта»
e-mail: anaximandr28.10.86@mail.ru
тел.: 8 (383) 222 64 68
В работе приведены результаты экспериментального исследования вихревого сопротивления вертикального кругового цилиндра. Получены кривая сопротивления и эпюры распределения давления на смоченной поверхности. Также путём сравнения экспериментальных данных с результатами, полученными по известному теоретическому решению, была произведена оценка корректности используемых методов измерения.

Ключевые слова: импульсное давление, вихревое сопротивление, система динамометрии, опытовый бассейн.

Вихревое сопротивление перпендикулярной к потоку пластины

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск).С. 16-18
Краснов Алексей В.
ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная
академия водного транспорта»
e-mail: anaximen28.10.86@mail.ru
тел.: 8 (383) 222 64 68

В работе приводятся результаты экспериментального исследования вихревого сопротивления пластины, нормаль которой параллельна направлению движения. Получены кривая сопротивления и эпюры распределения давления на смоченной поверхности. Также путём сравнения экспериментальных данных с результатами, полученными по известному теоретическому решению, была произведена оценка корректности используемых методов измерения.
Ключевые слова: импульсное давление, вихревое сопротивление, система динамометрии, опытовый бассейн.

Метод расчёта волнового сопротивления и сопротивления трения судна по теоретическому чертежу

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск).С. 19-23
Готман А. Ш.
ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная
академия водного транспорта»
e-mail: Agotman@yandex.ru
тел.: 8 (383) 217-11-68
В работе описаны методы расчёта волнового сопротивления судна и сопротивление трения по аналитической сетке теоретического чертежа судна с произвольными обводами Выполнено сравнение расчётов волнового сопротивления с экспериментальными данными для модели Тодда 60-й серии и речных судов «Севан» и «Родина». Расчёты сопротивления трения сравнивались с расчётами по экстраполятору трения для тех же моделей и аналитической модели Вейнблюма 1100. Сравнения подтвердили возможность практического  использования предлагаемых методов расчётов.

Ключевые слова: волновое сопротивление, сопротивление трения, аналитическая сетка, корабельная верзиера

ОБЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЖАРНОЙ ОПАНОСТИ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 24-29

Бацагин С. В., Скороходов Д. А., Стариченков А. Л.
Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко
e-mail: skorohodda@mail.ru
тел.: 321-95-68

В современных условиях актуальность решения задачи по обеспечению пожарной безопасности не только не уменьшается, но и возрастает. Опыт эксплуатации показывает, что вероятность возникновения аварий на морских и речных транспортных средствах остается достаточно высокой. Несмотря на жесткие требования, предъявляемые к надежности общесудовых и технических средств, аварии на объектах имеют место, что подтверждает, ставший уже доказанным, вывод о невозможности достижения безаварийности только за счет повышения надежности. Статья посвящена новым направлениям в диагностировании и прогнозировании пожаров на судах.

Ключевые слова: решение проблемы, пожарная безопасность, судно, требования, надежность, отказ, диагностика, прогнозирование.

РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 30-37

Бацагин С. В., Скороходов Д. А.
Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко
e-mail: skorohodda@mail.ru
тел.: +7-921-884-17-16

В статье рассмотрены основные проблемы решения задач борьбы за живучесть корабля и определён комплексный подход для их решения, который основывается на автоматизации этих процессов  благодаря использованию современной микропроцессорной техники. Определены принципы построения систем подобного вида.

Ключевые слова: задача, борьба за живучесть, корабль, решение, автоматизация, системы.

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОАСНОСТИ МОРСКИХ НЕФТЕНАЛИВНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 38-40

Скороходов Д. А.
Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко
e-mail: skorohodda@mail.ru
тел.: +7-921-884-17-16
Леонтьева Н. А.
Балтийская государственная академия
рыбопромыслового флота
e-mail: na-leo82@yandex.ru
e-mail: bgaintern@gazinter.net

В настоящее время морская отрасль России характеризуется последовательным наращиванием портовых мощностей, возрастанием объемов перевозки грузов, в том числе и нефтепродуктов. Постоянно происходит поиск более оптимальных путей решения транспортных задач в рамках логистических цепочек. Однако при этом значительно увеличивается интенсивность судоходства, что ведет к угрозе потенциальных рисков загрязнения окружающей природной среды. В статье рассматривается  возможность применения  различных методов в задаче построения и использования системы в процессе оценки риска, повышения надежности и безопасности.

Ключевые слова: надежность, безопасность, морской порт, нефтяной терминал, морская отрасль, портовое оборудование.

ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 41-44

Круглеевский В. Н., Скороходов Д. А.
Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко
e-mail: skorohodda@mail.ru
тел.: 321-95-68

Статья посвящена новому методу автоматизации контроля пожарной опасности в помещениях транспортных средств. Реализация метода в системах контроля пожарной опасности позволит обнаруживать пожарообразующие процессы на ранних этапах их зарождения и предотвращать возникновение и развитие пожаров.
Ключевые слова:

МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОПЫТОВОГО БАССЕЙНА КНАГТУ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 45-48

Кошкин С. В., Селиванов Е. И., Тарануха Н. А., Шадрин М. П.
ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
e-mail: taranukha@knastu.ru

Дальневосточный опытовый бассейн КнАГТУ, является единственным учебно-научным экспериментальным комплексом для судостроения в регионе Дальнего Востока. В процессе модернизации бассейн оснащен новым регистрирующим комплексом. В бассейне внедряется параллельная буксировочная система гравитационного типа, позволяющая технически просто расширить возможности бассейна.

Ключевые слова: опытовый бассейн, буксировочная тележка, измерительный комплекс, гравитационная буксировочная система.

Развитие и современное состояние открытых контейнеровозов

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 49-53
Бурменский А. Д., Тарануха Н. А.
ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
e-mail: kks@knastu.ru;   тел.: (4217) 24-11-42

Казалось, что ввод в эксплуатацию в 1990 году первого безлюкового контейнеровоза “Bell Pioneer”, подтолкнул бум строительства судов нового архитектурно-конструктивного типа. Сразу несколько судоходных компаний заказывают для своего флота целые серии открытых контейнеровозах. Однако через десять лет наблюдается некоторое снижение темпов строительства открытых контейнеровозов. Но, не смотря на изменение организационно-технологической схемы в линейных контейнерных перевозках, в секторе фидерных перевозок открытые суда нашли свою нишу. В статье приводится обзор развития безлюковых контейнеровозов и дан анализ современного их состояния.

Ключевые слова: открытый контейнеровоз, безлюковый контейнеровоз, архитектурно-конструктивный тип, обзор, тенденции.

Математическая модель динамики судна на волнении

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 54-58

Чижиумов С. Д.,  Тарануха Н. А., Журбин О. В., Журбина И. Н.
ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
e-mail: taranukha@knastu.ru
тел.: (4217) 24-11-42

Представляются математическая модель и численный алгоритм анализа динамики судна в условиях волнения. Движение волн моделируется заданием движения волнопродуктора. Численное интегрирование уравнений движения выполняется методом Рунге-Кутта. Потенциальные поля скоростей и ускорений жидкости в каждый момент времени определяются с помощью метода граничных элементов с дискретизацией всех границ (смоченной поверхности судна, свободной поверхности воды и поверхности волнопродуктора). Применяется процедура итерационного уточнения потенциала ускорений, позволяющая корректно учесть закон сохранения гидродинамического равновесия.

Ключевые слова: математическая модель, численный алгоритм, динамика судна, волнение, потенциал ускорений, метод граничных элементов.

Изгиб сжато-закрученных стержней
и стержневых систем

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 59-64

Манухин В. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: nikal6@mail.ru

Рассматривается задача изгиба сжато-закрученного стержня с учетом взаимного влияния сжатия и кручения на изгиб. Получены матрицы жесткости конечного элемента стержня, позволяющие учитывать как аксиальный, так и тангенциальный крутящий момент. Приводится сравнение численных результатов с аналитическими. Конечный элемент может использоваться при расчетах бурильных колонн, удлинителей свёрл, гребных валов и мачт парусных судов.

Ключевые слова: конечный элемент, матрица жесткости, крутящий момент.

Методика проектирования и назначение коэффициентов запаса прочности и устойчивости мачт парусных судов и яхт

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 65-67

Кульцеп А. В., Манухин В. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: nikal6@mail.ru

Рассматривается методика проектирования и проверочного расчета мачт парусных судов и яхт на основе разработанных авторами компьютерных программ, позволяющих определять расчетные нагрузки и учитывать особенности работы конструкции. Приводятся обоснование коэффициентов запаса по общей прочности и устойчивости мачт, используемых в методике, и примеры расчетов. Предлагаемая методика также может быть использована при проектировании и расчетах наземных вантово-стержневых конструкций, например, радиомачт и антенн.

Ключевые слова: ветровые нагрузки, рангоут, такелаж, методика расчета.

МНОГОКОРПУСНЫЕ СКОРОСТНЫЕ КОРАБЛИ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 68-74

Ляховицкий А. Г.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Рассмотрены особенности устройства и проектирования многокорпусных скоростных кораблей прибрежной зоны, их преимущества и недостатки. Проанализировано развитие и современное состояние многокорпусных кораблей и судов. Многокорпусные корабли прибрежной зоны реализуют прогрессивные инновационные проектные решения в современном судостроении.

Ключевые слова: многокорпусный корабль, скорость, прибрежная зона, проектирование, инновация.

Применение рефакторинга при модернизации программного обеспечения в судостроении

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 75-77

Звягин К. Н.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: 4250046@gmail.com

В работе освещены актуальные проблемы, возникающие при применении механизма рефакторинга в судостроении к программам автоматизации и алгоритмам, написанным на языках, которые не являются объектно-ориентированными. В настоящее время существует множество программ, не поддающихся расширению и модернизации из-за того, что технологии, с помощью которых они были написаны, устарели. Рефакторинг позволяет решить эту проблему.
Ключевые слова:

Анализ методов расчета ущерба загрязняющих веществ в атмосфере Санкт-Петербурга, как инструмент снижения воздействия загрязнений на окружающую среду через систему экологического менеджмента

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 78-80
Чихонадских Е. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: Hel.60 @ mail.ru
В статье представлены методы расчета ущерба загрязняющих веществ в атмосфере и рассмотрен инструмент снижения воздействия загрязняющих веществ  на окружающую среду через систему экологического менеджмента.

Ключевые слова: экология, ущерб, менеджмент.

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ БАЗИРОВАНИЯ БПЛА
НА КАТЕРАХ МАЛОГО ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ
И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ РАЗМЕЩЕНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 81-85
Шилкин А. А., Адуев А. А.
1 ЦНИИ МО РФ
тел.: (812) 232-20-26
В статье кратко рассматриваются основные аспекты проблемы, связанной с необходимостью и возможностью решения задачи размещения и многоразового применения комплексов беспилотных пилотируемых летательных аппаратов (БПЛА) самолётного и вертолётного типа на малоразмерных катерах. Предлагаются и обсуждаются некоторые способы решения названной задачи.

Ключевые слова: малоразмерный катер, беспилотный пилотируемый летательный аппарат (БПЛА), полётная палуба.

ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕОЛОГИИ ГРУНТА НА ПАРАМЕТРЫ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ЦАНГОВОГО КЕРНОРВАТЕЛЯ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 86-91
Строганова О. С., Фрумен А. И.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: grossfrum@post.ru
тел.: (812) 494-09-42
На примере объемной нелинейной конечно-элементной модели предложена методика оценки НДС и ресурса цанговых кернорвательных колец в широком диапазоне внешних условий. Обосновано применение объемной  расчетной модели взаимодействие отдельной цанги и сектора керна при наличии неконтактных зон и учетом циклической симметрии.  Исследованы параметры НДС этой модели при различных свойствах грунта. На основе найденных параметров НДС дана инженерная оценка долговечности цанги (по усталостным кривым).

Методика формирования структуры терминологических подсистем теории надежности, учитывающей изменение приоритетности текущего состояния
в модели переходов состояний объекта  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2 (спецвыпуск). С. 92-100
Смурова Н. А.
тел.: (812) 370-15-77

В статье рассматривается процесс формирования подмножеств качественных признаков, определяющих построение семейства терминологических подсистем теории надежности и подмножеств их моделей переходов состояний, сопровождающийся изменением приоритетности текущего состояния классифицируемого объекта. Формируемое подмножество моделей терминологических структур отличается числом альтернативных категорий понятий типа «свойство + свойство → процесс», образуемых на подмножестве сопрягаемых вершин подграфов, составляющих содержание родового понятия системы, отображаемого понятием «предметной» категории. Проводится анализ построения семейства подграфов переходов состояний, отождествляющих пересечение сопрягаемых контуров одноуровневой модели графа основных состояний и событий, на подмножестве сопрягаемых вершин которых осуществляется изменение приоритетности группы признаков, отображаемых содержанием сопрягаемых понятий.

Ключевые слова: модель переходов состояний, терминологическая подсистема теории надежности, подмножество сопрягаемых вершин подграфов, одноуровневая модель графа основных состояний и событий, приоритетность группы признаков.

Скачать спец. выпуск №2 2011 в формате PDF
Разработка сайта