МИТ СПЕЦВЫПУСК_1-2013

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 4-10
Огай С. А.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: ogay@msun.ru
тел.: (423) 241-49-68
Разработка универсальных стандартов и единых критериев качества образования являются приоритетными задачами создания профессиональной среды. При разработке учебных планов и программ нужно учитывать влияние национальных особенностей судостроения, в частности, необходимую направленность учебных программ в государствах Восточной Азии на потребности серийного кораблестроения, и в других странах, – на постройку единичных судов новых типов или небольших серий, соответствующих спросу на отдельных сегментах рынка. Инвестиции в обучение в соответствии с принципами Болонской конвенции являются приоритетными для развития кораблестроения и необходимы для создания кампусов и лабораторий, для внедрения нового учебного плана и программ, а также для оказания помощи студентам при финансировании обучения. Планирование многоуровневой профессиональной подготовки методологически подчинено технологическим процессам постройки судна и проектирования.
Ключевые слова: кораблестроение, океанотехника, морская техника, стратегия развития судостроения, постройка судна, проектирование судна, учебная программа, учебный план, многоуровневое обучение.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ ВО ЛЬДАХ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 11-20
Кулеш В. А., Огай С. А., Войлошников М. В.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: vkulesh@mail.ru
e-mail: ogay@msun.ru
тел.: (423) 241-49-68
e-mail: michael.vladlen@gmail.com
тел.: (423) 222-03-54
Решение проблем ледовой навигации зависит не только от безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях, но и от безопасности замерзающих портов. Такие вопросы особенно важны для судоходства в России, так как количество действующих ледоколов сокращается и возрастает число иностранных судов, которые заходят в эти порты. В 2012 году Российский Морской Регистр Судоходства ввел техническую процедуру проверки ледовых качеств судов и выдачи Сертификатов ледовой годности. Требуется накопление опыта и развитие соответствующих технических методов определения наиболее важных характеристик, от которых зависят ледовые качества судна,  а также, критериев ледовых качеств. В данном исследовании показаны методологические подходы для оценки безопасности судовождения в битом льду и ледовых качеств судов, как в автономном плавании, так и в следовании за ледоколом в караване. Одной из наиболее важных характеристик, связанных с безопасностью ледового плавания, является скорость судна. Изменяющимися при эксплуатации судна показателями, влияющими на ледовые качества, служат, также: водоизмещение судна при определенной нагрузке и характеристики технического состояния конструкций и обшивки корпуса. Оценка ледовых качеств судна производится в зависимости от толщины льда, плотности льда (сплоченности) и его сжатия. Безопасность и эффективность плавания судов во льдах зависит не только от морских ледовых условий, но в значительной степени от проектных решений, принимаемых при выборе общих характеристик судна и конструктивных элементов. Ключевым вопросом является определение критерия оптимальности, основанного на понятиях экономической эффективности судна и на оценке проектных ограничений, иными словами, исходных данных для определения проектных характеристик судна. Нужно отметить, что эффективность и безопасность эксплуатации судов, предназначенных для работы во льдах, в значительной степени взаимосвязаны, и при оценке эффективности судна по экономическому критерию требуется учитывать дополнительные затраты, необходимые для обеспечения заданного уровня безопасности судна в ледовых условиях, которые оказывают влияние на значение критерия экономической эффективности.
Ключевые слова: транспортное судно; ледовая навигация; техническое состояние; ледовый плен; ходовые качества; прочность корпуса; безопасность плавания; критерий эффективности; Сертификат ледовой годности.

ОБОСНОВАНИЕ ОБЛИКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ТАНКЕРА СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 21-33
Егоров Г. В.
Морское Инженерное Бюро
e-mail: office@meb.com.ua
тел.: +38 (0482) 347928
Обоснован облик перспективного танкера смешанного плавания на основе анализа грузопотоков нефти и нефтепродуктов для Европейской части России с определением основных видов наливных грузов, пунктов погрузки, перегрузки и выгрузки, коммерческих особенностей и продолжительности рейсов. Показана необходимость строительства новых судовусловиях, которые оказывают влияние на значение критерия экономической эффективности.
Ключевые слова: суда смешанного река-море плавания, внешняя задача проектирования, класс судна, танкер, прогноз, перевозки нефтепродуктов, внутренний водный транспорт.

РАЗРАБОТКА ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА МОРЕХОДНЫХ ВЕЗДЕХОДОВ НА ВОЗДУХООПОРНЫХ ГУСЕНИЦАХ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ПОБЕРЕЖЬЯ И ЗАМЕРЗАЮЩЕГО ШЕЛЬФА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 34-37
Азовцев А. И., Огай С. А., Москаленко О. В.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: ogay@msun.ru
тел.: (423) 241-49-68
e-mail:Мoskalenkoov@msun.ru
тел.: (423) 230-12-39
Для разгрузки судов на необорудованное побережье Арктики и Дальнего Востока, для транспортно-технологических операций при создании и обслуживании баз разведки и освоения углеводородов на неосвоенном побережье, в том числе на пересечённой местности и замерзающем шельфе, для обслуживания воинских частей и для транспортных услуг распределённому по обширным территориям местному населению предлагается создать типоразмерный ряд универсальных морских амфибийных вездеходов на воздухоопорных гусеницах. Разработаны тактико-технические данные вездеходов грузоподьёмностью 40 (60), 20, 10 и 5 т.
Ключевые слова: амфибийный вездеход; транспортное средство нового типа; конструкция вездехода; воздухоопорная гусеница; необорудованный берег; побережье Арктики; побережье Дальнего Востока.

РАЗРАБОТКА ЛАЗЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КЛАССА ДЛЯ РАБОТЫ В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 38-41
Бауло Е. Н., Букин И. О., Майор А. Ю., Салюк П. А.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: bauloen@mail.ru;  e-mail: il_bukin@mail.ru
e-mail: mayor@iacp.dvo.ru;
e-mail: pavel.salyuk@gmail.com
тел.: (423) 241-49-68
Приводятся результаты разработки лазерного спектрометра для расширения возможностей телеуправляемого подводного аппарата «МАКС–300» обследовательского класса. Необитаемый телеуправляемый подводный аппарат разработан для проведения обследования подводных частей судов и рельефа дна на глубине до 300 м. Размещение лазерного спектрометра позволит использовать аппарат для решения широкого круга задач связанных с экологической безопасностью, проводить обследовательские работы в акваториях Арктики, регистрировать повышенные концентрации метана и нефтепродуктов в морской воде, а также исследовать влияние последствий нефтяных загрязнений на морские экосистемы.
Ключевые слова: необитаемый подводный аппарат; телеуправляемый подводный аппарат; «МАКС–300»; акватория Арктики; лазерный спектрометр; спектр флуоресценции; флуоресценция морской воды.

Системный подход при определении характеристик судов планируемых к постройке в соответствии с программами развития судостроения

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 42-48
Огай С. А., Войлошников М. В.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: ogay@msun.ru
тел.: (423) 241-49-68
e-mail: michael.vladlen@gmail.com
тел.: (423) 222-03-54
Хромченко Е. Б., ЗАО Научно-производственное объединение «Порт»
e-mail: hrom1226@mail.ru
тел.: (423) 244-63-37
В основе теории проектирования судна лежит системный подход, в соответствии с которым судно в процессе проектирования изучается как сложная вероятностная система, состоящая из подсистем. При методологическом совмещении подсистем возникает новое качество судна, отсутствующее в отдельных подсистемах. В типичном случае, если предметом служит определение характеристик судна для планируемой серийной постройки для обновления флота судоходной компании, концепция системного подхода приводит к выводу, что судно является частью более общей системы. Концепция системного подхода позволяет определить исходные данные и ограничения для проектирования судна, а также направление процесса проектирования, – от общего к частному. При определении характеристики судов новых типов, планируемых к постройке по программам развития судостроения в тех юрисдикциях, для которых не характерно серийное судостроение, могут возникать нетипичные задачи. Проектирование таких судов должно быть направлено на удовлетворение совокупности специальных требований в зависимости от особенностей устройств и оборудования специального назначения, планируемых к установке на судно. Для целей проектирования судов новых типов понятия системных уровней требуют переопределения. В системном отношении более общим объектом, чем судно нового типа является не обособленный комплекс активов судоходной компании как при проектировании судна, планируемого в серийное производство, а специальное оборудование, которое соответствует инновационному назначению судна, или более общим объектом служит судно в целом в терминах соответствия определенному набору специальных требований, что с методологическом смысле также является более общим объектом, чем судно. В качестве примеров гражданских судов, проектирование которых может начинаться с отдельного оборудования или устройств специального назначения, или с проектных ограничений и специальных требований, можно привести следующие: танкеры для перевозки сжиженного природного газа (LNG–танкеры), в основе проектирования которых разрабатывается грузовая система и оборудование грузовых помещений, изготовление, которых, пока можно отнести к числу технических достижений; ледоколы, постройка и проектирование, которых, в значительной степени привязано к созданию силовых установок; различные типы судов, для навигации в Арктических морях, проектирование которых подчинено требованиям плавания во льдах, и др. типы судов, создание которых планируется по Стратегии развития судостроительной промышленности..
Ключевые слова: системный подход, проектная оптимизация, серийное судно, инновационное судно, подсистема судна, главная система, критерий, переменные, параметры, исходные данные, ограничения, характеристики судна, элементы судна, сопоставимость вариантов.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ ДЛЯ СУДОВОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 49-55
Минаев А. Н., Гнеденков А. С.
Дальневосточный федеральный университет
e-mail: aminaev@mail.ru
e-mail: asg17@mail.com
Гнеденков С. В., Синебрюхов С. Л., Машталяр Д. В., Егоркин В. С., Институт химии ДВО РАН
e-mail: svg21@hotmail.com
e-mail: sls@ich.dvo.ru
e-mail: madiva@inbox.ru
e-mail: egorkin@ich.dvo.ru
Изучены электрохимические и механические свойства покрытий, формируемых на низкоуглеродистой стали Ст3 в различных режимах анодной и переменнотоковой поляризации при плазменном электролитическом оксидировании (ПЭО). Методами электрохимической импедансной спектроскопии и потенциодинамической поляризации исследованы антикоррозионные свойства полученных поверхностных слоёв. Изучены морфология, фазовый, элементный и химический составы покрытий, а также и их термостабильность. Установлено, что введение катодной составляющей в поляризующий сигнал при ПЭО приводит к образованию поверхностных слоёв, более устойчивых в коррозионно–активных средах и обладающих улучшенными механическими характеристиками, по сравнению с полученными только при анодной поляризации. Показано влияние ПЭО-покрытий на процессы накипеобразования в судовых теплообменниках, работающих на морской воде.
Ключевые слова: коррозия, накипеобразование, судовое энергооборудование, защитные покрытия.

НОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ В КОНСТРУКЦИЯХ САМОРЕГЕНЕРИРУЮЩИХСЯ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СУДАХ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 56-61
Кича Г. П., Пак Н. К.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
Ключевые слова: саморегененирующийся фильтр, фильтровальный материал, система смазки, топливоподготовка, дизель, моторное масло.

АНАЛИЗ ЛЕДОВЫХ КАЧЕСТВ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 62-66
Кулеш В. А.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: vkulesh@mail.ru
Проанализирован опыт эксплуатации и повреждения корпусов промысловых судов в ледовых условиях Дальневосточных морей. Рассмотрена методика анализа предельной ледовой прочности корпусов судов использованная для оценки запасов прочности промысловых судов, находящихся в эксплуатации. Для сопоставления выбраны двенадцать промысловых судов, которые проектировались и строились серийно в СССР, Польше, Германии, Норвегии, Японии и Китае. Все рассмотренные суда поднадзорны Российскому Морскому Регистру Судоходства (Регистру) и имеют ледовые категории. На основе анализа проблем обеспечения ледовых качеств определены тенденции, которые могут быть заложены в основу экспертизы при проектировании промысловых судов с высокими параметрами ледовой прочности.
Ключевые слова: добывающие суда, ледовые категории, запас прочности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЁХАНТЕННЫХ GPS-КОМПАСОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 67-69
Комаровский Ю. А.
Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского
e-mail: komarovskiy@msun.ru
Трёхантенные GPS-компасы определяют координаты судна, параметры вектора абсолютной скорости, истинный курс и скорость его изменения, а также углы крена и дифферента. Поэтому возникла необходимость изучения возможности применения таких компасов для оценки остойчивости судна по периоду бортовой качки. С этой целью были проведены экспериментальные наблюдения за работой компаса JLR-20. В результате обработки оказалось, что точность измерения углов качки судна достигает 0,05 градуса.
Ключевые слова: GPS-компас; остойчивость судна; крен судна; дифферент судна.

ИНЖЕНЕРНАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДВОДНОГО РАЗГРУЗОЧНОГО КРЫЛА ДЛЯ МАЛЫХ СКОРОСТНЫХ СУДОВ И ЕЕ ПРОВЕРКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 70-73
Кузнецов А. И.
Национальный университет кораблестроения
им. адм. С. О. Макарова
e-mail: anatoly@dg-ala.com
В работе предлагаются основные принципы проектирования подводного разгрузочного крыла для малых судов при отсутствии полной информации для проектирования. Приводятся результаты натурных испытаний проведенных с целью проверки указанных положений.
Ключевые слова: малые суда, подводное разгрузочное крыло, испытания судна.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ МОРСКИХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 74-78
Очков В. Ф.
НИУ Московский Энергетический Институт
e-mail: OchkovVF@mpei.ru
Минаева Е. А., Леганов П. В., Соколов А. А.
Дальневосточный федеральный университет
e-mail: minaeva.katerina@gmail.com
e-mail: leganov@list.ru
e-mail: alexsokol90@mail.ru
Рассмотрен комплексный подход при проектировании судовых энергетических систем. Концепция основана на последовательной оптимизации блоков судовой энергетической системы и на разработке оптимальной схемы распределения потребляемой энергии при эксплуатации судна. Предложен метод контроля параметров энергетической системы: распределения потребляемой энергии, расхода топлива, объемов газовых выбросов и т.д., основанный на использовании облачных вычислений, позволяющий контролировать взаимосвязь указанных параметров.
Ключевые слова: облачные вычисления, энергетическая система корабля, энергосбегающее проектирование.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ КРЕЙЦКОПФНОГО ДИЗЕЛЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ОТРАБОТАННОГО ЦИЛИНДРОВОГО МАСЛА

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 79-83
Даничкин В. Н., Надежкин А. В.
Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского
e-mail: nadezkin@msun.ru
тел. (423) 251-52-26
Представлена имитационная модель расчета геометрии износа цилиндровых втулок и поршневых колец крейцкопфных дизелей. На её основе выполнено имитационное моделирование накопления продуктов износа в отработанном цилиндровом масле этих двигателей. Используя экспериментальные данные о скорости изнашивания деталей цилиндропоршневой группы, на основе теории статистических решений получены пороговые значения концентрации продуктов износа в отработанном цилиндровом масле для различных типов крейцкопфных дизелей. Применение предложенной методики позволяет повысить эффективность распознавания их технического состояния.
Ключевые слова: судовые крейцкопфные дизели, трибомониторинг, изнашивание, имитационная модель, отработанное цилиндровое масло.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ МОДУЛЯ СУДОВОГО ПОДВИЖНОГО КОМПОЗИТНОГО ТРУБОПРОВОДА С ПОМОЩЬЮ МКЭ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 84-86
Зайцев В. В.
Ивано–Франковский национальный технический университет нефти и газа
e-mail: zvalv1974@gmail.com
Описано определение параметров модуля судового подвижного композитного трубопровода во втором приближении с применением метода конечных элементов. Определены места концентраций напряжений в элементах подвижного трубопровода. Выполнен анализ полученных результатов.
Ключевые слова: подвижный трубопровод; CNG–модуль; сжатый природный газ; композитный трубопровод; пространственный змеевик.

ЛАЗЕРНОЕ УПРОЧНЕНИЕ ОПОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 87-89
Патенкова Е. П., Рогулин А. Г., Ходаковский В. М.
Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского
e-mail: patenkovaep@rambler.ru
e-mail: rogulin@msun.ru
e-mail: khodakovskiy@msun.ru
Рассматриваются условия работы и нагрузок подшипников качения судового оборудования. Обосновывается возможность и необходимость лазерного упрочнения деталей судового оборудования, которые служат опорой для подшипников качения. Приводятся результаты металлографических исследований исходной структуры наружного кольца подшипника качения, после лазерного упрочнения и результаты сравнительных испытаний на износ.
Ключевые слова: лазерное упрочнение, подшипники качения, микроструктура, серый чугун, износостойкость,  сухое трение, испытание на износ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОЛИВА СВЕЖЕГО МАСЛА В СИСТЕМУ СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ

// Морские интеллектуальные технологии. 2013. № 1 (спецвыпуск). С. 90-93
Надежкин А. В., Соколова И. В.
Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского
e-mail: nadezkin@msun.ru
тел. (423) 251-52-26
На основе разработанной имитационной модели нестационарных процессов долива моторного масла в систему мазки судового тронкового дизеля выполнен вычислительный эксперимент. В результате получена универсальная зависимость для определения рационального режима долива, позволяющая минимизировать отрицательное влияние долива на работу двигателя. Предложен критерий оценки устойчивости дисперсной фазы нерастворимых загрязнений.
Ключевые слова: судовые дизели, моторное масло, дисперсность продуктов загрязнения, объем долива.

Скачать спец. выпуск №1 2013 в формате PDF
Разработка сайта