Журнал № 3 2009

Энергетические затраты при разруше-нии металлических материалов в условиях высокотемпературной ползучести

//Морс-кие интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 3-7
Р. А. Арутюнян
Санкт-Петербургский государственный университет
К. С. Якимова
Институт проблем машиноведения РАН
Согласно концепции вязкого разрушения Хоффа величина энергетических затрат при длительном разрушении металлических материалов равна беско-нечности. В работе сформулирован термодина-мический критерий длительной прочности, учитывающий реальные энергетические затраты на разрушение металлических материалов. Показано, что они соответствуют экспериментальным вели-чинам и зависят от реологического закона среды.
Ключевые слова: закон сохранения энергии, тепловая и скрытая энергия, несжимаемые материалы, критерий вязкого разрушения.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУ-ДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУДОКОРПУСНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ НОВЫХ АЗОТО-СОДЕРЖАЩИХ СТАЛЕЙ И ЛЕГКИХ СПЛАВОВ

//Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 8-12
к. т. н. В. И. Попов, д. т. н. О. С. Куклин
ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»
тел. (812) 252-94-11

ФОРМИРОВАНИЕ АТТРАКТОРНЫХ МНОЖЕСТВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА ВОЛНЕНИИ

//Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 13-20
д. т. н., проф. Ю. И. Нечаев
аспирант Хейн Тун
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: office@smtu.ru
Обсуждается проблема контроля динамики судна в условиях периодического снижения остойчивости на волнении. Анализ проведен на основе дифференциального уравнения бортовой качки, включающего нелинейную пространственную функцию восстанавливающего момента на волнении. Основное внимание уделено формированию аттракторных множеств и анализу динамических картин поведения судна при различном уровне внешних возмущений.
Ключевые слова: аттракторные множества, критические ситуации, динамические картины, контроль динамики судна.

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БОЛЬШИХ УКЛОНЕНИЙ ВОЗМУЩЕННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  

//Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 21-27
д. т. н., проф. Ю. И. Нечаев,
д. т. н., проф. С. А. Дубовик
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: office@smtu.ru
Обсуждаются вопросы программной реализации алгоритма функционала действия. Особое внимание обращается на явление расходимости при решении краевой задачи, а также на невыполнение условия равномерной невырожденности матрицы диффузии исходного стохастического уравнения качки.
Ключевые слова: алгоритм функционала действия, явление расходимости, краевая задача, качка.

Системный анализ аппаратуры системы управления беспилотного летательного аппарата судового базирования

// Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 28-35
Ю. Ф. Подоплекин, С. Н. Шаров
ОАО «Концерн "Гранит-Электрон"», Санкт-Петербург
e-mail: cri-granit@peterlink.ru
Обосновывается структура бортовой и корабельной аппаратуры системы управления беспилотного летательного аппарата (БПЛА) мониторинга, разведки и целеуказания. Исследуются особенности использования целевой аппаратуры БПЛА. Рассматриваются варианты посадки БПЛА на малотоннажное судно.
Ключевые слова: система управления, беспилотный летательный аппарат, анализ структуры.

Деформация границы раздела сред различной плотности в присутствии гидродинамической особенности

// Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 36-39
к. т. н. А. Р. Бесядовский, А. Н. Саттарова
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

тел. (812)494-09-33

Многоагентная система управления функционированием виртуального поли-гона  

// Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 40-48
д. т. н., проф. А. Б. Дегтярев,
аспирант Ю. В. Логвиненко
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: office@smtu.ru
Обсуждается концептуальная модель создания интеллектуальной программной среды многоагентной системы (МАС), обеспечивающей функционирование виртуального полигона в режиме реального времени. Разработка распределенных процедур решения сложных задач анализа и интерпретации информации ведется на основе принципов самоорганизации и декомпозиции. Построение процедур синтеза МАС состоит в выделении структурных элементов подсистем и их описании в виде потоковых элементов.
Ключевые слова: многоагентная система, виртуальный полигон, Grid-технологии, концептуальная модель.

ИССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНЫХ РАЗРУШЕНИЙ РАМНЫХ СВЯЗЕЙ СУДОВОГО КОРПУСА  

//Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 49-53
д. т. н., проф. А. А. Родионов
аспирант Го Цзюнь
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: rodionovsmk@yandex,ru
В статье рассмотрены проблемы предельной прочности бортовых конструкций при столкновении судов. У рамных связей, имеющих относительно большую высоту стенки, главное значение на предельную прочность имеют деформации сдвига. Для исследования применялись аналитический метод теории предельного равновесия и численный метод конечных элементов. Изучено влияние динамического характера нагружения на результаты расчетов. Даны рекомендации для расчетов, выполняемых в реальном проектировании судов.
Ключевые слова: Балка, рамная связь, предельная прочность, теория предельного равновесия, метод конечных элементов, деформация сдвига.

Метод топологического проектирова-ния общего расположения

// Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 54-58
д. т. н., проф. Н. В. Никитин
НИЦ «МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
e-mail: morintex_spb@mail.ru
В основе метода положена идея, которая заключается в том, что при проектировании общего расположения происходит последовательный синтез варианта общего расположения, который строится на основе определенной концепции размещения и заключается в последовательном наращивании пространственной структуры корабля с оценкой получающихся частичных решений. Для этого выделены два этапа – определение качественных решений архитектурного облика корабля в виде грубого эскиза и определение количественных характеристик общего расположения. Для решения этих задач предложены пути формализации описания и применения их.
Ключевые слова: общее расположение, грубый эскиз, пространственная структура корабля.

Увеличение  энергоотдачи  углеводо-родных топлив воздействием на них переменных электрических полей

// Морские интеллектуальные технологии. 2009. № 3. 59-66
д. т. н., проф. О.В.Белый,
проф. Ю.М.Искандеров,
к.т.н., доцент В.Г.Мурамович
Институт проблем транспорта им. Н.С.Соломенко  РАН
С.В.Туев,
П.Ф.Анисимов
ООО «ЕКОМ-сервис»
e-mail: murvich@yandex.ru

В статье изложены вопросы взаимодействия углеводородов с переменными электрическими полями. Показано, что воздействие переменных электрических полей с определенными характеристиками приводит к возбуждению и делению некоторых молекул углеводородов. В результате в камере обработки электрическим полем происходит предпламенная подготовка: молекулы переходят  в возбужденное состояние, их атомарный состав упрощается. При этом укорачиваются цепи реакций окисления молекул кислородом, улучшается сгорание топлив и увеличивается их энергоотдача. Приводятся экспериментальные данные по изменению молекулярного состава топлив, уменьшению его расхода в энергетических установках и увеличению чистоты сгорания. Выдвигается гипотеза механизма воздействия переменных электрических полей на молекулы углеводородов.
Ключевые слова: переменные электрические поля, изменение молекулярного состава углеводородов, уменьшение расхода топлива, увеличение энергоотдачи топлива.

Скачать спец. выпуск №3 2009 в формате PDF
Разработка сайта