МИТ № 1 2011

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ

ПРОЕКТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРЕДНЕТОННАЖНЫХ НАКАТНЫХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 3-9

Бородавин Д. И.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: +7 904 330 31 95
e-mail:borodavin-den@mail.ru

Освещается решение внутренней задачи проектирования среднетоннажных накатных судов. На основе данных о накатных судах, работающих на линиях Балтийского и Северного морей, выявлены типовые размерения судов. Предложена поэтапная схема проектирования, состоящая из 17 позиций: база данных накатных судов; проектное задание; характеристики базового варианта; нагрузка по В.В. Ашику; плавучесть, форма корпуса, удифферентовка; мощность главного двигателя; движители и главный двигатель; грузовые устройства компоновка; корректировка высоты борта и ширины; парусность; остойчивость; балластировка; непотопляемость, аварийная остойчивость; конструкция и прочность; экономика; детализация проекта.

Ключевые слова: накатное судно; грузовая палуба; проектирование; трейлеры; аппарели; пандус; лацпорт; подъемники.

О ВЛИЯНИИ МЕЛКОВОДЬЯ НА
ЗНАЧЕНИЯ ПРИСОЕДИНЕННЫХ МАСС И КОЭФФИЦИЕНТОВ ДЕМПФИРОВАНИЯ СУДНА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 10-14

Семёнова В. Ю., Тан Хтун Аунг
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: sem_viktoria @mail.ru
тел.: (812) 776-17-46

В статье рассматривается  трехмерная потенциальная задача о колебаниях судна в жидкости ограниченной глубины. Ее решение осуществляется численным методом . Особое внимание уделяется исследованию влияния изменения глубины на значения гидродинамических коэффициентов присоединенных масс и демпфирования. Приведены результаты расчетов данных величин для различных типов судов.

Ключевые слова: мелководье, интегральные уравнения, функция Грина, присоединенные массы судна, коэффициенты демпфирования.

ИЗМЕРИТЕЛЬ СУДОВЫХ ВИБРАЦИОННЫХ НАГРУЗОК НА БАЗЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 15-17

Звягин К. Н.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: +7 931-207-51-29; e-mail: 4250046@gmail.com

Измерение вибрационных нагрузок актуально для судовых энергетических установок, так как позволяет судить о режимах их эксплуатации и управлять этими режимами.
Разработано устройство, обеспечивающее максимальную скорость и точность замеров судовых вибрационных нагрузок с возможностью просмотра результатов измерений на персональном компьютере.

Для этого использовался микроконтроллер семейства AVR Altmega16. Программное обеспечение создавалось в среде AVR studio 4 с применением языка программирования С.

Устройство протестировано на серии ударов и вибрационных нагрузок. Тем самым подтверждено, что оно и его программное обеспечение работают исправно.

Ключевые слова: измерение вибрации, микроконтроллеры, вибрационные нагрузки.

ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЛОК ОСНОВНОГО НАБОРА КОНСТРУКЦИЙ КОРПУСА КРУПНОТОННАЖНЫХ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 18-23

Чжоу Кэ
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Рассматривается проблема параметрического проектирования балочных элементов конструкций корпуса судна на основе требований общих Правил МАКО. В общем случае проектирования балочных элементов сводится к постановке и решению общей задачи нелинейного программирования. Приводятся примеры.

Ключевые слова: параметрическое проектирование, балочных элементов, общих Правил МАКО, нелинейного программа, двухкорпусные танкер, конструкций корпус.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 24-31

Лвин Аунг Соэ
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: 8 960 242 36 59

Проектный анализ рыболовных судов включает оптимизацию основных элементов и характеристик на основе базы данных, логико-математической модели и выбранного критерия оптимизации. База данных позволяет создать опорный вариант проектируемого судна и наметить варианты для сопоставительного проектного исследования. По-новому рассмотрены вопросы компоновки и мореходности. Типизированы данные по функциональной структуре вместимости.

Ключевые слова: проектный анализ, рыболовные суда, оптимизация, система уравнений, мореходность.

ПРИНЦИП СЛОЖНОСТИ ПРИ МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ МОРСКИХ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 32-35

Соэ Мин Лвин
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: soeminlwin.lwin@gmail.com

В статье рассматриваются теоретические вопросы математического моделирования морских динамических объектов на основе положений теории сложности. Обосновывается выбор принципа сложности моделирования. Указывается шкала и функционал сложности. Определено целевое пространство моделей и конкретизирована его декомпозиция по сложности. Обеспечение требуемой сложности определяет выбор модели динамического объекта. Приводится математические описания основных элементов используемых информационных пространств.

Ключевые слова: морской динамический объект, математическая модель, принцип сложности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВЫХ КОМБИНИРОВАННЫХ ГАЗОПАРОТУРБИНЫХ УСТАНОВОК НА РЕЖИМАХ ЧАСТИЧНЫХ НАГРУЗОК

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 36-40

Тихомиров Б. А., Зо Вин Тхайк
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: b_tikhomirov@mail.ru
тел.: (812) 495-14-32
e-mail: shwegaung@gmail.com
тел.: 8(960) 263-73-25

Приведено описание программы определения  характеристик  судовой комбинированной газопаротурбинной установки на режимах частичных нагрузок. Представлены результаты использования программы. Выполнены обобщения основных характеристик установки на базе морских газотурбинных двигателей 3–5 поколений. Определены характеристики установки на переменном режиме для схем теплоутилизирующего контура с теплым ящиком и паровой турбиной и с деаэратором и паровой турбиной с отбором пара.

Ключевые слова: газотурбинный двигатель, паровая турбина, комбинированный цикл, газопаротурбинная установка, частичная нагрузка, статическая характеристика.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ СУДОВЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПЕРЕМЕННОМ РЕЖИМЕ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 41-47

Тихомиров Б. А., Зо Вин Тхайк
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: b_tikhomirov@mail.ru
e-mail: shwegaung@gmail.com

Ключевые слова: газотурбинный двигатель, простой и сложный цикл, переменный режим работы, характеристика компрессора, силовая турбина с изменяемой площадью статора.

РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АРКТИЧЕСКИХ ЛЕДОКОЛОВ. ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 48-53

Бордученко Ю. Л.
Институт проблем транспорта
имени М.С. Соломенко Российской академии наук
e-mail: yu-borduchenko@yandex.ru;
тел.: (812) 321-97-42; факс: (812) 323-29-54

Рассматривается развитие дизель-электрических энергетических установок отечественных арктических линейных ледоколов на протяжении второй половины XX – начала XXI вв., применяются технические и технологические достижения. Приводятся возможные пути их дальнейшего развития.

Ключевые слова: арктические ледоколы, судовые дизель-электрические энергетические установки, развитие.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ С ЯЭУ И СУДОВ АТОМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 54-60

Петухов В. В., Лямин П. Л., Ибрагимов Е. Х.,
Александров Н. И., Бордученко Ю. Л.
ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»
e-mail: v_v_petukhov@mail.ru;  тел.: (921)338-46-38

Рассмотрены общие принципы обеспечения радиационной безопасности при утилизации судов и кораблей с ЯЭУ и судов АТО. Предложены организационно-технические схемы утилизации и технология создания многобарьерной защиты, что позволит обеспечить необходимый уровень защиты персонала, населения и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Ключевые слова: суда и корабли с ЯЭУ, суда АТО, радиоактивные отходы, ОЯТ.

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЕЙ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 61-64

Зубков П. А.
ЗАО «МорНефтеГазИнжиниринг»
e-mail: p.zubkov@mngs-spb.com
тел.: (812) 600-90-00

Предлагается новая физико-математическая модель для исследования влияния свойств и отдельных показателей тепловой изоляции корпуса на характеристики кораблей. Модель позволяет определять в процессе проектирования предпочтительный вид теплоизоляционных материалов. В модели учитывается возможность эксплуатации кораблей в климатических условиях всего Мирового океана в течение заданного срока службы.

Ключевые слова: тепловая изоляция, теплопроводность, толщина, плотность, тепловой поток (удельный тепловой поток), коэффициент теплопередачи.

ДВЕ СХЕМЫ ЗАМЫКАНИЯ КАВЕРНЫ ДЛЯ ЗАДАЧИ КАВИТАЦИОННОГО ОБТЕКАНИЯ РЕШЕТКИ ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЕВ С ОБРАЗОВАНИЕМ ЗАСТОЙНОЙ ЗОНЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕРЦЕПТОРА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1. С. 65-70

Урядов А. К.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: auryadov1975@mail.ru
тел.: (812) 757-19-88

Статья представляет аналитическое решение и соответствующие численные результаты для нелинейной задачи по кавитационному обтеканию решетки пластин с интерцептором с образованием застойной зоны. Используются схемы Тулина-Терентьева и Эфроса замыкания каверны. Для решения использован метод особых точек Чаплыгина. Показано, что минимально возможное число кавитации связано с задачей обтекания по схеме Кирхгофа. Численно доказано, что застойная зона гладко отходит от пластины при выполнении условия Бриллюена.

Ключевые слова: кавитационное обтекание, решетка пластин с интерцептором, условие Бриллюена, число кавитации, угол атаки.

Скачать выпуск № 1 2011 в формате PDF
Разработка сайта