МИТ № 4 2011

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ГЛУБОКОВОДНЫХ АППАРАТОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 3-6

Голдовский Б. И.
ОАО «ЦКБ «Лазурит»
e-mail: cdb@lazurit.nnov.ru
тел.: (831) 273-84-00

В статье представлено сравнение современных отечественных и зарубежных спасательных глубоководных аппаратов, показаны их особенности, влияющие на эффективность спасания, и сделан прогноз развития данного класса технических средств спасания подводников.

Ключевые слова: спасательный глубоководный аппарат, эффективность, информационная поддержка.

Развитие судостроения в Дальневосточном федеральном округе

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 7-15

Огай С. А.
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
тел.: (423) 241-49-68
e-mail: ogay@msun.ru

Создание в тесном сотрудничестве с лидирующими зарубежными судостроительными компаниями современных судостроительных верфей, действующих по новой технологии, и освоение серийного производства гражданских судов различных типов является необходимым условием, при котором возможны качественные изменения в судостроении Российского Дальнего Востока. Возникновение судостроительных предприятий с постоянным количеством работников от двух до десяти тысяч в будущем способно обеспечить не менее сорока пяти – пятидесяти тысяч рабочих мест в Дальневосточном федеральном округе.

судостроение, верфь, промышленная кооперация, судостроительная технология, стратегия судостроения, судостроение для Арктики, шельфовое судостроение, танкер, газовоз, контейнеровоз, судно снабжения нефтепромыслов, плавучая платформа, ледокол, арктическая навигация, региональный судостроительный центр, Дальневосточное судостроение.

Оптимизация проектных характеристик судна в составе комплекса судоходной компании

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 16-20

Огай С. А., Войлошников М. В.
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
тел.: (423) 241-49-68
тел.: (423) 222-03-54
e-mail: ogay@msun.ru
e-mail: michael.vladlen@gmail.com

Определение проектных характеристик судна для разработки технической документации и постройки производится с позиций интересов инвестора, по оценке экономической эффективности проекта. Для этой цели производится сравнение сопоставимых вариантов, качества которых и значения элементов определяются в интервалах приемлемых с системной точки зрения и зависят от действующих ограничений, среди которых наиболее важны ресурсное ограничение и финансовое.

Ключевые слова: транспортное судно, проектная оптимизация, системный подход, экономический критерий, целевая функция, сопоставимые варианты, ограничения.

Экспериментальные исследования на полунатурном стенде судового ядерного моноблочного паропроизводящего агрегата «Бета–К» на Приморской учебно-научной базе СПбГМТУ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 21-28

Шаманов Н. П., Кожемякин В. В., Шаманов Д. Н., Соломянский В. Б., Андреев А. Г., Коршунов А. И.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: np@smtu.ru
тел.: (812) 714-06-51

В статье описаны два этапа испытаний, проведенных на полунатурном стенде судового ядерного моноблочного паропроизводящего агрегата «Бета–К» . Первый этап был направлен на изучение влияния мощности установки при постоянном давлении в первом контуре на работу струйных аппаратов, снятие статических характеристик установки и изучения совместного запуска струйных аппаратов. На втором этапе испытаний проведено 4 цикла запуска струйных аппаратов при различных значениях уровня в компенсаторе объема. Определен минимально необходимый уровень в компенсаторе объема. Исследовано влияние нивелирного перепада. Графически представлены результаты экспериментов.

Ключевые слова: ядерный паропроизводящий агрегат, пароводяной струйный аппарат, статические характеристики, нивелирный перепад.

Применение способа исправленного прототипа при проектировании судов с повышенными требованиями к мореходности и безопасности

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 29-35
Кутенев А. А., Конев А. С., Ханухов В. К.,
Коваль А. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: vitos2988@yandex.ru
тел.: (812) 494-09-69

В качестве судов с повышенными требованиями к мореходности и безопасности рассматриваются суда с относительно большим числом людей на борту (пассажирские, паромные, исследовательские), и суда высокой автономности, основную часть времени находящиеся вдали от портов базирования (патрульные, спасательные, рыболовные). Способ исправленного прототипа, предложенный И.Г. Бубновым, используется для повышения достоверности проектной модели. Мореходность понимается в широком смысле этого термина: всхожесть на волну, незаливаемость, плавность качки, местная прочность, минимальная потеря скорости, сохранение работоспособности приборов и энергетической установки.

Ключевые слова: проектирование судов, способ исправленного прототипа, напряженное задание, мореходность, комплексная оценка безопасности, высота надводного борта.

Интеллектуальная система управления подготовкой искусственной газовой смеси для анаэробной энергетической установки с ДВС

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 36-38

Туркин И. И., Шамберов В. Н.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: 8-921-341-63-03
тел.: 8-911-960-67-38

Приведены результаты теоретических разработок и имитационного моделирования интеллектуальной системы управления на принципах самоорганизации подготовкой искусственной газовой смеси для анаэробной энергетической установки с ДВС.

Ключевые слова: анаэробная энергетическая установка, ДВС, искусственная газовая смесь, интеллектуальная система управления на принципах самоорганизации.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАЧАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 39-47

Бухановский А. В., Иванов С. В., Нечаев Ю. И., НИИ наукоемких компьютерных технологий
Санкт-Петербургского государственного
университета информационных технологий,
механики и оптики
тел. +7 (812) 337-64-91; 337-64-94; 369-63-37
e-mail: avb_mail@mail.ru
e-mail: sergei.v.ivanov@gmail.com

Обсуждаются вопросы моделирования и визуализации данных на современном этапе развития учения о исследовательском проектировании морского динамического объекта. Приведены примеры использования разработанной в рамках концепции климатических спектров морского волнения.

Ключевые слова: моделирование, визуализация, исследовательское проектирование, климатически спектры.

ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЗАДАЧАХ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 48-55

Бухановский А. В., Нечаев Ю. И., НИИ наукоемких компьютерных технологий
Санкт-Петербургского государственного
университета информационных технологий,
механики и оптики
тел. +7 (812) 337-64-91; 369-63-37

Ключевые слова: многокритериальная оптимизация, нечеткая среда, принятие решений.

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ
ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В НЕЧЕТКОЙ СРЕДЕ В ЗАДАЧАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 56-62

Бухановский А. В., Нечаев Ю. И., НИИ наукоемких компьютерных технологий
Санкт-Петербургского государственного
университета информационных технологий,
механики и оптики
тел. +7 (812) 337-64-91; 369-63-37
e-mail: nechaev@mail.ifmo.mail.ru

Обсуждаются вопросы реализации задач многокритериальной оптимизации при выборе решений на современном этапе развития учения о исследовательском проектировании морских судов. Приведены примеры использования разработанной вычислительной технологии при выборе элементов и главных размерений морских судов.

Ключевые слова: многокритериальная оптимизация, нечеткая среда, принятие решений.

Влияние малой разнотолщинности на собственные изгибные колебания тонкого кругового кольца

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 63-66

Тарануха Н. А., Лейзерович Г. С.,
Козловская Н. А.
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
тел. +7 (4217) 54 30 74

Изучается влияние малых несовершенств в виде переменной толщины на динамические характеристики бесконечно длинной круговой цилиндрической оболочки (тонкого кольца при плоской деформации). Уравнения, описывающие изгибные колебания несовершенного кольца, получены с помощью уравнений Лагранжа.
Считается, что переменная толщина связывает собственные изгибные формы с одинаковым числом волн, сдвинутые в окружном направлении на угол p/2.
Установлено, что разнотолщинность фиксирует положение узлов форм колебаний, а также может привести к незначительному расщеплению частотного спектра, нежелательному с точки зрения динамической прочности.

Ключевые слова: тонкое круговое кольцо, малая разнотолщинность, расщепление частотного спектра.

Повышение качества электроэнергии
в замкнутых электроэнергетических системах при наличии мощных статических преобразователей

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 67-71

Ясаков Г. С., Ахмад Хайдар Рамадан,
Костиков Е. А., Нечитайлов В. В.,
Скориантов Н. Н., Чайковский С. В.
ВУНЦ ВМФ «ВМА»
тел. (812) 431-23-26
Рассмотрено использование активных статических преобразователей, позволяющее улучшить качество электроэнергии корабельных потребителей. Проиллюстрирована необходимость выбора рациональных параметров при включении фильтров с наличием активно-емкостных и активно-индуктивных элементов.

Ключевые слова:электрооборудование, качество электроэнергии, статические преобразователи, замкнутая электроэнергетическая система, электродвижение.

Теория исследовательского планирования при формировании кораблестроительных программ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 72-77

Четвертаков М. М.
1 ЦНИИ МО РФ 3 филиал ВУНЦ ВМФ ВМА

тел.: (812) 657-77-78
В работе рассматриваются методология и теоретические основы исследовательского планирования при формировании и сопровождения кораблестроительных программ. Рассматриваются основные принципы формирования и использования методического аппарата теории при решении прикладных задач планирования и управления развитием корабельного состава флота. Методической основой теории является принцип итерационного решения прямой и обратной задач планирования.

Ключевые слова:кораблестроительная программа, программное планирование, классы кораблей, программа вооружения.

Военно-техническое сотрудничество
в современных условиях – перспективные направления

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 4. С. 78-81

Евтеев В. А., ОАО «ОСК»
тел.: (812) 494-17-62
Чекмарев А. Л., ОАО «Рособоронэкспорт»
тел.: (495) 637-98-59

В статье представлены основные результаты исследований по формированию перспективных направлений военно-технического сотрудничества в условиях современной конкурентной среды на мировом рынке военно-морской техники.

Ключевые слова:мировой рынок, военно-морская техника, кораблестроение,классы боевых кораблей.

Скачать выпуск №4 2011 в формате PDF
Разработка сайта