МИТ № 2 2011

Приложение энергетических методов
к решению проблемы многоцикловой усталости

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 3-7

Арутюнян А. Р., Арутюнян Р. А.
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: Robert.Arutyunyan@paloma.spbu.ru

Предложен энергетический метод построения критерия усталости, основанный на результатах исследований по скрытой энергии деформации. Подобный подход в мировой литературе ранее не рассматривался и, на наш взгляд, может оказаться наиболее перспективным при расчетах на усталостную прочность высокопрочных малодеформируемых металлических сплавов, когда безопасность определяется гигацикловой и терацикловой усталостью. Исходя из экспериментальных исследований, кинетика накопления скрытой энергии деформации задается в виде уравнения, решением которого является логистическая функция. При формулировке критерия многоцикловой усталости предполагается, что скрытая энергия деформации в момент разрушения достигает критической величины согласно логистической функции на участке насыщения. Исходя из этих положений, конкретизированы функции и параметры логистической функции и критерия усталости, выполнены расчеты по прогнозированию усталостной прочности в области многоцикловой усталости.

Ключевые слова: критерий усталостной прочности, скрытая энергия деформации, энергетический параметр поврежденности, логистическая функция.

СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 8-10

Байтуганов М. В., Курносов А. А.
ОАО «СПМБМ «Малахит»
тел.: (812) 378-67-69;
e-mail: malach@mail.rcom.ru

В докладе рассматриваются основные понятия и способы обеспечения гидроакустической совместимости разнородных систем и средств, размещенных на одном носителе и эпизодически функционально объединяемых для решения различных задач. Предлагается ситуационный подход к управлению сложным подводным объектом в условиях динамически изменяющейся помехосигнальной обстановки.

Ключевые слова: гидроакустическая совместимость, комплексное применение, ситуационное управление, помехо-сигнальная обстановка.

Особенности определения ширины ячеистых контейнеровозов

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 11-20

Букшев А.В., Чан Нгок Ту
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail:  bukshev_av @mail.ru

В работе рассматривается схема предварительного выбора ширины ячеистого контейнеровоза исходя из условия размещения требуемого количества контейнеров в трюме по ширине судна с учетом зазоров между ними.

Ключевые слова: контейнеровоз, трюм, двойной борт, ширина судна, остойчивость.

ОЦЕНКА ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА С ПОЛЫМИ РОЛИКАМИ  

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 21-26

Гаврилюк Р. Н.
Санкт-Петербургский государственный
университет водных коммуникаций
тел.: 8-921-376-11-04;
e-mail: roma_1986@mail.ru

В статье произведена прочностная оценка конструкции подшипника качения с полыми роликами. С помощью МКЭ определены максимальные контактные напряжения в местах контактов тел качения, изгибные напряжения и деформации роликов. После получения итерационного процесса поиска решения нелинейной задачи был выполнен анализ полученных результатов. Также решается задача исследования НДС подшипника при перекосе вала.

Ключевые слова: подшипники качения, ролики, напряжения.

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ВОДЫ В НОСОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ ДВИЖУЩЕГОСЯ СУДНА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 27-32

Готман А. Ш., Краснов Алексей В.,
Краснов Александр В.
Новосибирская Государственная Академия
Водного транспорта
e-mail: Agotman@yandex.ru

Работа посвящена экспериментальному исследованию процессов, происходящих на пересечении стволовых движущегося корабля со свободной поверхности спокойной воде. Предполагается, что этот процесс является причиной появления ударных волн, обрушивающихся волн и турбулентности в пограничном слое волнового поля корабля.

Ключевые слова: шок, лук нарушение струй, ударных волн, разбивающихся волн, пограничный слой волн.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В СУДОСТРОЕНИИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 33-36

Елисеева Е. Н.
Петербургский государственный университет
путей сообщения
тел.:(812)-393-37-64; 8(906)229-35-37 e-mail: lenux23@yandex.ru

В статье рассматриваются основные методы контроля качества судов, паровых котлов  и материалов из которых они изготовлялись в период с середины XIX в. до середины XX в.

Ключевые слова: механические испытания, технические условия, относительное удлинение, временное сопротивление, освидетельствование, качество, гидравлическое испытание.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ СКУЛОВЫХ КИЛЕЙ БЫСТРОХОДНЫХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 37-40
Крыжевич Г. Б.
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова»

Приводятся основные результаты экспериментальных и расчетных исследований, направленных на раскрытие механизма появления нестационарной вибрации крыльев малого удлинения, используемых для умерения качки судов переходного режима движения. На основе этих результатов выполнен критический анализ существующих правил и норм проектирования скуловых килей. Даются практические рекомендации по борьбе с вибрацией скуловых килей, а также по повышению эффективности скуловых килей как успокоителей его качки.

Ключевые слова: вибрация судов, гидроупругие колебания конструкций, успокоители качки, кили скуловые, отрывное обтекание крыльев, автоколебания крыльев.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ КОРПУСА ПЛАВУЧЕГО ДОКА ПО ТРЕБОВАНИЯМ
К ПРОЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ПРИ ОБЩЕМ ПОПЕРЕЧНОМ ИЗГИБЕ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 41-44
Тряскин В. Н.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Ле Минь Тху, Астраханский государственный
технический университет
e-mail: ssdgmtu@gmail.com;
e-mail: leminhthu1977@ gmail.com

Ключевые слова: плавучий док, конструкции корпуса, автоматизированное проектирование, поперечный изгиб.

СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
С МОЛЕКУЛЯРНЫМ МОДИФИКАТОРОМ ТОПЛИВА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 45-50
Мурамович В. Г., Анисимов П. Ф.
Институт проблем транспорта
им. М. С. Соломенко Российской академии наук
Туев С. В., ООО «НПО ММТ»
e-mail: murvich@yandex.ru;
тел.: +7 921-331-98-84
В статье изложены основные результаты испытаний экономических и экологических характеристик  дизеля с молекулярным модификатором топлива (ММТ). Приводятся графики и сводные таблицы испытаний, даются выводы по результатам испытаний.

Ключевые слова: молекулярная модификация топлива, слабые электрические поля, удельный расход топлива, экологические характеристики двигателя.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ АВАРИЙНОГО СУДНА НА ОСНОВЕ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 51-55

Нечаев Ю. И., Власов И. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
тел.: (812) 369-63-37

Обсуждаются вопросы контроля динамики аварийного судна на основе бортовой интеллектуальной системы. В качестве конкурирующей вычислительной технологии используются интегрированная нейронная сеть. Приведены алгоритмы анализа и прогноза аварийной ситуации. Практические рекомендации вырабатываются ИС на основе функционирования динамической базы знаний в рамках нечеткого логического базиса.

Ключевые слова: слова: динамика аварийного судна, интеллектуальная система, нейронная сеть, нечеткий логический базис.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОЧНОСТИ БОРТОВОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ЛЕДОВОГО ТАНКЕРА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ КОРРОЗИОННОГО ИЗНОСА

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 56-62

Коршунов В. А., Родионов А. А.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
e-mail: rodionovsmk@yandex.ru

В статье представлены результаты численного исследования предельной прочности бортовой конструкции ледового танкера. Численное моделирование проводилось с помощью нелинейной процедуры метода конечных элементов. Исследовались остаточные деформации подкрепленной панели бортовой конструкции, вызванные расчетной нагрузкой. Расчеты выполнялись при различных значениях коррозионного износа. Вычислена предельная нагрузка для подкрепленной панели бортовой конструкции, которая вызывает максимально допустимые значения остаточных деформаций. Исследовано развитие остаточных деформаций после некоторого числа циклов нагружения и разгрузки в различные периоды эксплуатации.

Ключевые слова: бортовое перекрытие, ледовые нагрузки, пластические деформации, предельная прочность, остаточные деформации, метод конечных элементов.

ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЛОК ОСНОВНОГО НАБОРА КОНСТРУКЦИЙ КОРПУСА КРУПНОТОННАЖНЫХ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 2. С. 63-68

Чжоу Кэ, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Рассматривается проблема параметрического проектирования балочных элементов конструкций корпуса судна на основе требований общих Правил МАКО. В общем случае проектирования балочных элементов сводится к постановке и решению общей задачи нелинейного программирования. Приводятся примеры.

Ключевые слова: параметрическое проектирование, балочных элементов, общих Правил МАКО, нелинейного программа, двухкорпусные танкер, конструкций корпус.

Скачать выпуск №2 2011 в формате PDF
Разработка сайта