МИТ № 2 2010

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЧИСЛЕННЫЙ КОД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ НЕСТАЦИОНАРНОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ ТОНКОСТЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕНСИВНЫХ ПОТОКОВ ЭНЕРГИИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 3-6

Бакулин В. Н., Институт прикладной механики РАН,
Бугай И. В., Московский государственный технический университет,
Острик А. В., Институт проблем химической физики РАН, Черноголовка
е-mail: ibug@zmail.ru

Предлагается новый конечно-разностный метод численного моделирования деформирования и разрушения многослойных оболочек при больших деформациях и формоизменениях для исследования теплового и механического действий интенсивных потоков энергии на тонкостенные конструкции.

Ключевые слова:математическое моделирование, деформирование и разрушение оболочек, механическое и тепловое действия излучений и частиц, защитные гетерогенные покрытия.

АНАЛИЗ ЭМИССИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ГЛАВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СУДНА ПРОЕКТА 1570 «нЕФТЕРУДОВОЗ-50м»

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 7-14

Покусаев М. Н., Глухов А.Н., Нгуен Х. Х.,
Шевченко А. В.,  Теренин О.И.
Астраханский государственный технический университет
тел.: +7 (8512) 614-419; +7 (8512) 546247
e-mail: nguyenhahiep@rambler.ru; oleg_terenin@mail.ru; shev_av84@mail.ru

В статье представлены результаты натурных испытаний на токсичность и дымность отработавших газов (ОГ) главных двигателей судна проекта 1570 «Нефтерудовоз-50М», плавающего под флагом РФ и под контролем Астраханской инспекции при использовании сертифицированных приборов testo 350-MARITIME, testo 308, тензометрического комплекса «Astech Electronics». На основе обработки результатов испытаний получены удельные средневзвешенные выбросы, которые сопоставлены с нормами, и сделаны выводы о соответствии эмиссии ОГ главных двигателей судна «Нефтерудовоз-50М» требованиям нормативной документации, а также проведён анализ технического состояния двигателей по результатам газового анализа и влияния регулировки двигателя в процессе эксплуатации на выбросы ОГ.

Ключевые слова: нефтерудовоз-50М, судовые главные двигатели, нормы выбросов, выбросы отработавших газов, удельные средневзвешенные выбросы, регулировка двигателя, крутящий момент, коэффициент избытка воздуха, удельный расход топлива, testo 350-MARITIME.

ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ НАГРУЗКИ, ВМЕСТИМОСТИ И ОСТОЙЧИВОСТИ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 15-19

Царев Б. А., Лвин Аунг Со

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Рассматриваются  вопросы  проектного  анализа наиболее важных свойств рыболовных судов – нагрузки,  вместимости  и  остойчивости, отображаемых системой проектировочных уравнений. Учтено  разнообразие  расчётных  эксплуатационных  ситуаций рыболовных судов и необычное сочетание  грузоподъёмности и массы топлива в их дедвейте. Исследована структура уравнения вместимости  на  основе  проработки  компоновочных  данных конкретных судов.  В уравнении начальной остойчивости определены рациональные значения нормативных величин и отражена связь  с  требованиями  к диаграмме остойчивости и с условиями обеспечения плавности качки.

Ключевые слова: рыболовное судно, проектный анализ, проектировочные уравнения, грузовместимость, дедвейт, остойчивость.

КОРАБЛЬ, КАК ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЛИЦОМ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 20-26

Калужский А. Д.,
ЗАО «ТРАНЗАС»

Работа посвящена вопросу построения системы информационной поддержки принятия решений ответственными лицами экипажа судна на основе информации о работе двух его составляющих: технических подсистем судна и членов его экипажа, предлагается аппарат расчета эффективности функционирования судна путем системной оценки показателей этих составляющих, рассматриваются вопросы предупреждения аварийных ситуаций подсистем и реализации систем информационной поддержки решений путем создания комплексов контроля эффективности работы подсистем судна и эффективности работы его экипажа.

Ключевые слова: эффективность, информационная поддержка, экипаж судна, системный подход, решение.

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОДВОДных ТРУБОПРОВОДОВ В ПРОЦЕССЕ УКЛАДКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МКЭ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 27-31
Дульнев А. И., Пузырев А. М., Тумашик Г. А.
ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, Россия
е-mail: mecglat@mail.spbnit.ru
тел.: (812) 723-67-93

Проведен прочностной анализ трубопроводов в процессе их укладки. Обоснованы как выбранные размеры трубопроводов (их толщины), так и определение безопасных параметров укладки, связанных, в частности, с выбором конструкции стингера.

Ключевые слова: подводный трубопровод, процесс укладки, напряженно-деформированное состояние.

ПОВЕДЕНИЕ ТРУБНОЙ БЕЙНИТНОЙ СТАЛИ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 32-34
Атрошенко С. А., Смирнов В. И.
Институт проблем машиноведения РАН,
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: satroshe@mail.ru
факс: (812) 321-47-71

В работе представлены результаты динамических испытаний трубной стали. Построены диаграммы деформирования и предельных характеристик разрушения материалов при ударном растяжении и изгибе. Даны оценки динамических пределов прочности и трещиностойкости. Расчеты выполнены для трех экспериментальных схем динамического нагружения и типов образцов: растяжение гладкого цилиндрического образца, растяжение цилиндрического образца с кольцевым надрезом и трехточечный изгиб балки с V-образным вырезом.

Ключевые слова: трубная сталь; динамические испытания; характеристики разрушения; трещиностойкость .

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ С КВАЗИНУЛЕВОЙ ЖЕСКОСТЬЮ ДЛЯ ЗАЩИТЫ РОТОРНЫХ МАШИН ОТ ВИБРАЦИЙ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 35-37

Валеев А. Р., Зотов А. Н., Тихонов А. Ю.
Уфимский Государственный Нефтяной
Технический Университет
e-mail: alex_usptu@yahoo.com;
e-mail: anv-v@yandex;     тел.: (347) 243-14-19

Рассмотрено применение систем с участками с квазинулевой жесткостью в качестве виброизоляторных опор для роторных машин. Проведены анализ различных систем, оптимизация и рекомендации по улучшению параметров. Показана высокая эффективность применения виброизоляторных опор с квазинулевой жесткостью.

Ключевые слова: роторная машина; турбокомпрессор; виброизоляция; системы виброзащиты опор; квазинулевая жесткость опор.

МЕХАНИКА ТОНКИХ КРУГОВЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК С НАЧАЛЬНЫМИ НЕПРАВИЛЬНОСТЯМИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 38-41

Тарантуха Н.А., Лейзерович Г.С.
Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет
e-mail: taranukha@knastu.ru      тел.: (4217) 54 30 74

Изучается влияние начальных неправильностей на изгибные колебания бесконечно длинной круговой цилиндрической оболочки. Анализ основан на уравнениях нелинейной теории пологих оболочек. Модальные уравнения получены методом Бубнова – Галёркина. Периодические решения найдены методом Крылова – Боголюбова.
Показано, что начальные неправильности незначительно расщепляют изгибный частотный спектр и приводят к взаимодействию изгибных колебаний оболочки с радиальными. Скелетные кривые, соответствующие одномодовым режимам движениям оболочки, а также режиму бегущей волны, смещаются в зону низших частот.

Ключевые слова: круговая цилиндрическая оболочка, начальные неправильности, расщепление частотного спектра.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОНКИХ КРУГОВЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК С НАЧАЛЬНЫМИ НЕПРАВИЛЬНОСТЯМИ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 42-44

Лейзерович Г.С., Тарантуха Н.А.
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
e-mail: taranukha@knastu.ru      тел.: (4217) 54 30 74

Уточнена математическая модель, основанная на уравнениях теории пологих оболочек. Установлено, что начальные неправильности приводят к взаимодействию изгибных колебаний оболочки с радиальными. Изгибный частотный спектр незначительно расщепляется, при этом основная частота снижается по сравнению со случаем идеальной оболочки.

Ключевые слова: круговая цилиндрическая оболочка, начальные неправильности, расщепление частотного спектра.

ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА КАСПИЙСКОМ ШЕЛЬФЕ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 45-54

Караев Р. Н.
Учебно-тренажёрный Центр Государственной Нефтяной Компании
Азербайджанской Республики
e-mail: rauf_karayev@mail.ru
тел.: 437 57 94 (г. Баку)

Рассмотрен комплекс мероприятий, связанных с освоением морских месторождений нефти и газа; современное состояние подводного обеспечения морских нефтепромыслов Каспия. Отмечено, что при освоении морских месторождений нефти и газа, ведущая роль принадлежит водолазному и подводно-техническому обслуживанию. Показано, что для дальнейшего развития научно-исследовательских и опытно – конструкторских работ необходимо: создание более совершенных и менее трудоёмких технологий ремонта подводных коммуникаций; совершенствование устройств и инструментов для производства подводно-технических работ; разработка нормативных документов, регламентирующих безопасное проведение подводно-технических работ; усовершенствование защитного каркаса, аварийных систем и спасательных устройств водолазных комплексов; создание банка данных причин выхода из строя оборудования и устройств, используемых при водолазных и подводно-технических работах.

Ключевые слова:морские нефтепромыслы Каспия, подводно-техническое обслуживание, водолазное обеспечение, безопасность эксплуатации, необитаемые подводные аппараты.

АППРОКСИМАЦИЯ НДС КОНСТРУКЦИЙ КОРПУСА В РАЙОНЕ КОНЦЕНТРАТОРОВ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МКЭ НА ПОЗДНИХ СТАДИЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 55-59

Матвеева О.А., Фрумен А.И., Челпанов И.В.
СПбГМТУ, Россия
e-mail: grossfrum@post.ru; grossfrum2@mail.ru; alex@af4689.spb.edu;
smk@smtu.ru; mvaster@mail.ru
тел.: . (+7812) 494-09-42;  (+7812) 713-89-36

Рассмотрены подходы к оценке напряженно-деформированного состояния в зонах локальной концентрации напряжений судовых корпусных конструкций при использовании метода конечных элементов в линейной постановке. Предложено использовать методику аппроксимации напряженного состояния — методику DNV для «горячих точек» сварных швов.

Ключевые слова: концентрация напряжений, метод конечных элементов, судовые конструкции, методика «горячих точек».

ПРИМЕР ОПТИМИЗАЦИИ И СОГЛАСОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОДНОГО УРОВНЯ В МНОГОУРОВНЕВОЙ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ

// Морские интеллектуальные технологии. 2010. № 2. С. 60-63

Артюшина Т. Г.
Российская экономическая академия
им. Г.В.Плеханова
e-mail: Art-v@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы, связанные с несогласованностью результатов многокритериальной оптимизации элементов многоуровневой иерархической системы, а именно несогласованность элементов одного уровня между собой и элементов вышестоящего уровня с элементами нижестоящих. Предложен механизм описания одноуровневых элементов системы типа «Судно» с последующим встраиванием их в данную многоуровневую систему и процедура согласования результатов оптимизации на основании использования теории нечетких множеств.

Ключевые слова: теория нечетких множеств, согласование результатов оптимизации, многоуровневые системы, функция принадлежности.

Скачать выпуск № 2 (8) 2010 в формате PDF
Разработка сайта